Шатурское транспортное управление
ШТУ – первая транспортная компания Шатурского района, была основана в 1932 году. Сначала это был транспортный цех, который являлся одной из производственных структурных единиц Шатурского государственного торфтреста. Задача ШТУ – обеспечение вывоза торфа с полей.
Это было одно из крупных передовых хозяйств узкоколейного и железнодорожного транспорта в системе торфяной промышленности. Огромную роль сыграло ШТУ в годы Великой отечественной войны. Благодаря транспортному управлению торфяным топливом бесперебойно обеспечивались: Шатурская ГРЭС №5, Рошальский химкомбинат, Мишеронский стекольный завод, Егорьевский меланжевый комбинат, фабрика «Вождь пролетариата», Дулевский форфоровый завод и ряд других потребителей.
В эксплуатации находилось 40 тепловозов, порядка 2000 вагонов, как торфовозов, так и пассажирских. По численности ШТУ было вторым предприятием после ГРЭС №5 и насчитывало в своих рядах полторы тысячи сотрудников, среди которых был и дед нынешнего главы городского округа Шатура – Иван Герасимович Артюхин: он работал машинистом в транспортном предприятии. С годами ШТУ стало не только организацией, осуществляющей перевозки, но и обзавелось серьезной производственной базой.
В 1960 году был открыт большой цех запчастей, в котором выпускались детали к трелевочным тракторам, вывозившим древесину. Благодаря технологическому бюро и рационализаторам цеха, многие ручные работы были механизированы. Цех запасных частей был единственным производством в СССР, обеспечивающим запасными частями всю лесопромышленную отрасль Союза и Китая. Фактически это был мини-завод. Узлы и детали для тракторов из Шатуры (ШТУ) расходились по леспромхозам всей страны и были известны своим качеством. Позднее в цехе выпускались наборы шестерен для редукторов, так называемых качалок, используемых в нефтедобывающей промышленности. Был налажен выпуск втулок для траков гусеничных тракторов, шестерен для сенокосилок.
В 1990 году цех частично перепрофилировался и освоил предварительную обработку дисков двигателей для авиационного завода г. Ступино. Цех прекратил свое существование вместе с предприятием ШТУ в 1998 году, которое к тому времени уже было переименовано в ШППЖТ – Шатурское предприятие промышленного железнодорожного транспорта. Это был очень болезненный, но увы, неизбежный процесс. Теперь только архивы, подшивки газеты «За торф», единичные статьи в журнале «Торфяная промышленность» и память бывших работников хранят славную летопись предприятия –Шатурского транспортного управления.
#Шатура #История #Торф #Транспорт
Просмотров: